Что такое задержка психического развития (ЗПР)?
Термин "задержка психического развития" был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами.
О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).
Распространенность задержек психического развития среди детского населения составляет 1%, 2% и 8-10% в общей структуре психических заболеваний.
Клиническим признаком ЗПР являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.
Оценка психического развития ребенка включает в себя:
Диагноз ЗПР выставляют, как правило, детям дошкольного возраста, в последующем такое состояние называется олигофренией.
Дети с задержкой психического развития поздно осваивают основные психомоторные навыки, наблюдаются у невролога в связи с мышечным гипертонусом, повышенной возбудимостью и головными болями (часто это бывает связано с повышенным внутричерепным давлением), и у логопеда – в связи с задержкой речи и нарушениями звукопроизношения. Часто дети с ЗПР с трудом адаптируются в группе сверстников, выделяются своим поведением в детском саду. В других случаях задержка психического развития незаметна и обнаруживается только в начальных классах школы.
Задержка психического развития (ЗПР) – как следует из названия, при этом состоянии происходит недоразвитие высших психических функций (внимание, мышление, память, интеллект). ЗПР включает в себя различные состояния, возникающие как в связи с различными вредностями во время беременности и родов, ведущих к нарушению формирования мозговых структур, так и рано начавшийся шизофренический процесс.
Диагностика ЗПР. Родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей "группы риска" возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.
Основные диагностические признаки ЗПР
(клинико-психологические синдромы).
А. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма:
1) преобладание игровых интересов над познавательными;
2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость;
3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;
4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):
1) повышенная утомляемость;
2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка;
3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли;
4) неравномерность учебных достижений.
В. Энцефалопатические расстройства:
1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание,нарушение сна, энурез и пр.);
2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.);
3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.);
4) апатико-адинамический синдром (вялость,безразличие, заторможенность и пр.).
Г. Нарушения предпосылок интеллекта:
1)недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии);
2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа;
3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;
4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;
5)нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти;
6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.
Отличие от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений. Важным диагностическим признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания.
Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.
Роль современной психотерапии невозможно переоценить, ведь она оказывает помощь миллионам людей! Она представляет собой действенную систему лечебных воздействий на любой организм.
Наряду с депрессиями, неврозами, и другими негативными состояниями, инновационные технологии востребованы и в широком смысле здоровыми людьми. Теми, кто хочет существенно повысить качество своей жизни, быть эффективным и счастливым.