Задержка психического развития

 

Что такое задержка психического развития (ЗПР)?

Термин "задержка психического развития" был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития  понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами.

О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

Распространенность задержек психического развития среди детского населения составляет 1%, 2% и 8-10% в общей структуре психических заболеваний.

Клиническим признаком ЗПР являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Оценка психического развития ребенка включает в себя:

  • развитие речи,  восприятия,  памяти,   мышления,   внимания, изобразительной деятельности (рисование, лепка), навыков самообслуживания,  контактность и адекватность поведения в общении с окружающими;
  • психологическое тестирование;
  • определение уровня интеллекта.

Диагноз ЗПР выставляют, как правило, детям дошкольного возраста, в последующем такое состояние называется олигофренией.

Дети с задержкой психического развития поздно осваивают основные психомоторные навыки, наблюдаются у невролога в связи с  мышечным гипертонусом, повышенной возбудимостью и головными болями (часто это бывает связано с повышенным внутричерепным давлением), и у логопеда – в связи с задержкой речи и нарушениями звукопроизношения. Часто дети с ЗПР с трудом адаптируются в группе сверстников, выделяются своим поведением в детском саду. В других случаях задержка психического развития незаметна и обнаруживается только в начальных классах школы.

Задержка психического развития (ЗПР) – как следует из названия, при этом состоянии происходит недоразвитие высших психических функций (внимание, мышление, память, интеллект). ЗПР включает в себя различные состояния, возникающие как в связи с различными вредностями во время беременности  и родов, ведущих к нарушению формирования мозговых структур, так и рано начавшийся шизофренический процесс.

Диагностика ЗПР. Родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной  неуспеваемости и дезадаптации, с обострением  прежних или возникновением новых  нервно-психических расстройств. Однако  диагностика ЗПР и выявление детей "группы риска" возможны гораздо раньше в связи с замедленностью  темпа развития моторики, речи,  несвоевременностью смены фаз игровой  деятельности, повышенной эмоциональной и  двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.

Основные диагностические признаки ЗПР

(клинико-психологические синдромы).

А. Незрелость эмоционально-волевой сферы -  синдром психического инфантилизма:

1) преобладание игровых интересов над познавательными;

2) эмоциональная  неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность   либо неадекватная весёлость и дурашливость;

3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;

4) отрицательное отношение к заданиям, требующим  умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам. 

Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):

1) повышенная утомляемость;

2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания,  памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.;   вялость, сонливость либо двигательная  расторможенность и болтливость, ухудшение почерка;

3) повышенная чувствительность к шуму,  яркому свету, духоте, головные боли;

4) неравномерность учебных достижений.

В. Энцефалопатические расстройства:

1)    неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание,нарушение сна, энурез и пр.);

2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости;  психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.);

3)    эпилептиформный синдром (судорожные припадки,  специфические особенности аффективной сферы и пр.);

4)    апатико-адинамический синдром (вялость,безразличие, заторможенность и пр.).

Г. Нарушения предпосылок интеллекта:

1)недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии);

2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа;

3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;

4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;

5)нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти;

6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.

Отличие от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых  функций, т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных  познавательных способностей и реальных школьных достижений. Важным диагностическим признаком для   отграничения от олигофрении является возможность  принимать и использовать помощь, усваивать  принцип решения заданной интеллектуальной   операции и переносить его на аналогичные задания.                              

Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих  коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным  психологическим климатом в семье.

Наш психолог всегда к Вашим услугам!

      Роль современной психотерапии невозможно переоценить, ведь она оказывает помощь миллионам людей! Она представляет собой действенную систему лечебных воздействий на любой организм.

Наряду с депрессиями, неврозами, и другими негативными состояниями, инновационные технологии востребованы и в широком смысле здоровыми людьми. Теми, кто хочет существенно повысить качество своей жизни, быть эффективным и счастливым.